Государственные заказы поддерживают авиационную промышленность.
Рост бюджетных вливаний в отрасль не обеспечил качественных изменений: российский авиапром в целом не способен наращивать конкурентоспособное предложение. Нужен принципиальный пересмотр подходов государства и компаний к управлению отраслью – считают эксперты SPG, которые представили вчера свое исследование отечественного авиастроения.
Финансирование отрасли в целом достигло относительно приемлемого уровня, еще больше средств предприятия скорее всего уже не переварят, но механизмы требуют принципиального пересмотра. Такие меры поддержки, как утверждение на уровне министерств в рамках федеральных целевых программ номенклатуры и численности конкретных станков, которые закупаются, и количества пассажирских мест в новом проекте самолета, должны уйти в прошлое, отмечается в докладе.
«Сейчас отрасль близко подошла к точке невозврата. Если мы продолжим идти по привычному пути, не изменив принципиально подходы, то неизбежно потеряем конкурентоспособность отечественного авиастроения. И это не вопрос объема потраченных бюджетных ресурсов: сколько бы их ни израсходовали, это лишь оттянет неизбежный конец», – говорит руководитель исследования Михаил Григорьев.
Ключевыми проблемами российской авиастроительной промышленности эксперты называют не технологическое отставание и износ оборудования, а устаревшие, вертикально-интегрированные бизнес-модели и нехватку ключевых в современных условиях компетенций. Сохранение предприятий замкнутого цикла в отрасли снижает производительность труда, гибкость и скорость реакции, препятствует развитию отечественной базы поставщиков, приводит к излишнему дублированию и неэффективным инвестициям.
В результате такого неэффективного управления Россия играет лишь незначительную роль на мировом авиарынке, отмечается в докладе. Россия практически не присутствует в таких крупных сегментах, как магистральные коммерческие самолеты, бизнес-авиация, транспортная авиация, за исключением рамповой и военно-транспортной. Практически не присутствуют на мировом рынке и отечественные производители компонентов. Так, на мировой рынок Россией поставляются лишь компоненты, обеспеченные военными поставками: это около 1% структурных элементов, 3% двигателей, 6% авионики и 1% агрегатов и систем, отмечают эксперты SPG.
Между тем выводы SPG разделяют далеко не все. «Действующие принципы управления авиапромом и отдельными предприятиями, возможно, устарели. Но утверждения о неконкурентоспособности российской авиации по причине неграмотного управления выглядят очень спорно. Отечественная техника еще недавно занимала лидирующие позиции в мире. Например, Ил-86 считался одним из самых надежных самолетов. Сегодня нужно дождаться того момента, когда многие инновационные идеи будут реализованы, и тогда делать вывод о состоянии отрасли», – предлагает председатель совета директоров «2К Аудит–Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский. В то же время он не исключает, что правительство может сократить поддержку отрасли. «Стагнация российской экономики заставляет корректировать расходы бюджета. В случае затяжной стагнации или рецессии власти могут существенно сократить финансирование всех отраслей экономики, включая и авиапром», – предполагает эксперт.
«Авиапром не безгрешен. В отрасли произошли изменения – и не всегда в лучшую сторону. Многое безвозвратно потеряно. Но часть наработок удалось сохранить. Вероятно, нужно обсуждать и структуру отрасли, и принципы ее работы. Нужны и различные виды контроля. Но делать все это нужно не вместо государственной поддержки, а вместе с ней. Авиапрому нужны заказы, которые может дать именно государство. В противном случае мы рискуем потерять авиапром окончательно», – утверждает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Лобби западных корпораций сделало все, чтобы сломать отрасль в 90-е годы и не дать восстановиться сейчас – конкуренты им не нужны. Были похоронены многие заведомо лучшие проекты КБ Туполева и Ильюшина. Сейчас идет давление на «Суперджет» с его детскими болезнями. Но о неконкурентоспособности нам твердят те, кто забывает, что парки «Боингов» и «Локхидов» на 85% состоят из давно устаревших машин, а новые самолеты также страдают от детских болезней», – напоминает начальник отдела компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. По его словам, сложившаяся в стране авиационная школа будет давать доход государству и предприятиям. «Нужны время и перестройка цепочки принятия решений, что вполне возможно сделать. Говорить об успехе или провале авиапрома можно будет не ранее, чем через 10–15 лет», – признает эксперт.
При этом многие специалисты признают, что необходимость сохранения военной авиации гарантирует даже неэффективному авиапрому относительно безбедное существование.