Фонду перспективных исследований, призванному содействовать рискованным разработкам в интересах обороны страны, предложены десять самых перспективных научно-исследовательских программ.
МОСКВА, 29 мар — РИА Новости. Специалисты Общественного совета при председателе правительственной Военно-промышленной комиссии Дмитрии Рогозине предложили отечественному Фонду перспективных исследований (ФПИ) десять самых перспективных, на их взгляд, высокорисковых научно-исследовательских программ.
Созданный как аналог пентагоновского Агентства перспективных исследований (DARPA) Фонд должен содействовать рискованным разработкам в интересах обороны страны. Обязательное условие — качественно новые результаты в военно-технической, технологической, социально-экономической сферах. Бюджет ФПИ сегодня — 150 миллионов рублей, но в конце января курирующий российскую «оборонку» вице-премьер Рогозин заявил, что он должен составить не меньше 3 миллиардов рублей.
Искусственная печень и реанимационный робот
Свой список авторы доклада начали с биомедицинских технологий. «Хроническая нехватка донорских органов, доступных для трансплантации, длительность ожидания операции, срочность операции после изъятия органа, исключительная дороговизна традиционной пересадки органов и проблемы иммуносовместимости донорских тканей создают необходимые предпосылки для поиска альтернативных, более экономичных и эффективных стратегий трансплантации органов», — говорится в тексте документа.
По мысли специалистов, итог первой программы — создание технологий экстренного спасения жизней в ситуациях, где нынешние способы бессильны. Совет предлагает Фонду выращивать органы и ткани из собственных клеток человека путем «нанесения клеточного покрытия на децеллюляризованный белковый или синтетический каркас с использованием ростовых факторов для управляемой дифференцировки стволовых клеток».
Между тем, первый конкурс в этой области уже объявлен: в 2013 году Минобороны заявило о намерении создать «биоинженерную печень человека» (шифр опытно-конструкторской работы — «Прометей»).
Российское военное ведомство в 2013 году предвосхитило еще одну рекомендацию авторов доклада, заказав разработку активной ультразвуковой манжеты для остановки кровотечения (шифр — «Пчела»), которая должна сама находить место повреждения и останавливать кровь, в том числе, из крупных сосудов.
Авторы доклада считают, что нужно разработать полностью роботизированную систему оказания медпомощи прямо на поле боя. Они полагают, что такой реанимационный робот мог бы готовить раненых к эвакуации, существенно снизив боевые потери. «В медицине есть понятие «золотого часа»: если в течение первого часа раненому оказать полноценную медицинскую помощь, то выживает 90%. Если помощь оказывается через два часа, выживет 10%», — напоминают специалисты.
Предполагаемый результат программы — создание «робототехнического аппарата-паука» для военно-полевых медицинских групп или как части роботизированного эвакуационного комплекса.
Центнер крови и замороженные органы
Отдельной программы ФПИ, по мысли авторов доклада, заслуживает и производство искусственной человеческой крови. «Создание синтетических кровезаменителей (например, таких как перфторан), несмотря на то, что в ближней перспективе решает задачу выживания человека, в отдаленной перспективе вызывает пока еще слабо изученные побочные эффекты», — поясняют в совете. К тому же, кровь, идентичная натуральной, помогла бы «создавать клеточные продукты для терапии конкретного человека», отмечают специалисты и предлагают подумать над созданием мобильной установки по производству около 100 килограммов эритроцитов в сутки, а также делящихся предшественников тромбоцитов и генно-инженерных препаратов.
Еще одной важной проблемой в общественном совете считают криоконсервацию человеческих органов: «Создание технологий криоконсервации могло бы уже в самое ближайшее время решить проблему хранения донорских органов — путем создания банков соответствующих органов». Сейчас, по данным совета, срок хранения органов при 4 градусах выше нуля не превышает 24 часов, а развитие криоконсервации могло бы увеличить срок хранения до года и больше.
При этом внедрение полученных результатов может потребовать изменения законов в области трансплантологии — в частности, по изъятию и контролю над обращением с донорскими органами, добавляется в докладе.
Гиперзвуковые поезда и космический лифт
Докладчики предлагают поработать также над топливом из целлюлозы (биодизелем) и промышленными материалами с применением новейших достижений биохимии и программного обеспечения. Итог, каким его видят в общественном совете — эффективное производство конструкционных материалов и топлива методами синтетической биологии и промышленной биотехнологии, то есть «живых фабрик» — микроорганизмов, выращенных при помощи генной инженерии.
Еще один способ расширить базу энергоресурсов — аккумуляторные батареи на новых принципах, предполагаемый результат — «создание целого ряда транспортных средств с гибридными энергетическими установками, по всем основным показателям превосходящими выпускаемые на сегодня». По мнению докладчиков, в итоге уже в обозримом будущем появятся аккумуляторы мощностью в мегаватт и более, обеспечивающие накопление электроэнергии для крупных потребителей — поездов, заводов, целых населенных пунктов.
Члены общественного совета предлагают ФПИ подумать, как сделать реальностью гиперзвуковой вакуумный поезд — реализация программ такого поезда и Маглева позволит решить такую важную задачу, как обеспечение связности российских просторов. «Скорости Маглева до 600 километров в час, а вакуумного поезда — теоретически до нескольких тысяч километров в час — могут впервые… уравнять Россию и страны Европы по скорости внутренних перемещений: попадание из Москвы во Владивосток наземным транспортом в течение двух-трех часов может оказаться практической реальностью», — обещают в совете.
На этом авторы доклада не останавливаются и предлагают сделать гиперзвуковой лайнер: он позволит летать до Петропавловска-Камчатского за час, а до тихоокеанского побережья США — за два.
Самой амбициозной разработкой в этой группе может стать космический лифт — тросовая транспортная система, основанная на действии центробежной силы. «Создание лифта позволит на несколько порядков сократить стоимость доставки груза на геостационарную орбиту и оттуда на Землю», — заявляют специалисты. А это «сделает экономически оправданной эксплуатацию природных ресурсов космических объектов — от Луны до Марса и астероидов, и позволит организовать на орбите сборку тяжелых космических кораблей для дальних перелетов внутри Солнечной системы». Научно-исследовательские работы по космическому лифту, по данным авторов документа, уже финансирует НАСА.
«Скайнет» по-русски
Совет при председателе Военно-промышленной комиссии предлагает Фонду и разработку ряда систем управления разведывательно-ударными и разведывательно-огневыми комплексами. По мысли докладчиков, они войдут в состав наземных робототехнических средств и комплексов беспилотных летательных аппаратов, те будут поддерживать связь с Единой системой управления войсками тактического звена, а в перспективе могут войти в единую «разумную сеть».
Единая система управления предназначена для комплексного управления войсками с использованием навигационных систем, а также спутниковых и беспилотных средств наблюдения. Армии западных стран применяли подобные системы в Югославии, Афганистане и Ираке. Российский аналог, завязанный на ГЛОНАСС, создается уже больше десяти лет.
Отдельным направлением в рамках этого проекта, по мнению авторов доклада, может стать создание компонентной базы на основе нейрочипов для систем обработки данных с большого числа датчиков и камер, способных самообучаться и наращивать вычислительную мощность. К этой разработке предлагается также привлечь «Курчатовский институт», РАН и МГУ.
Последним в списке предложенных Фонду проектов значится военная робототехника. Эта задача разбита на несколько составляющих. Это, например, глубоководные роботы, автономные, с длительным активным функционированием — для обслуживания кабелей и исследования океанского дна. Или высотный беспилотный комплекс разведки и целеуказания со сверхдлительным временем барражирования. Или наземный патрульный робот на автомобильном шасси высокой проходимости, а также экзоскелет, усиливающий мышечную силу человека. Впрочем, авторы доклада считают, что роботы еще долго не достигнут возможностей обычного солдата и техники, управляемой человеком.
РИА Новости http://ria.ru/science/20130329/930064847.html#ixzz2dLmG8SBN