За счет чего будет расти экономика России

Ускорить рост экономики до 3-3,3% в 2014-2016 гг. помогут вложение нефтедоходов в инфраструктуру, смягчение денежной политики и рост частных инвестиций, надеется Минэкономразвития

Нефтяные доходы должны оживить строительство инфраструктуры.

Основным драйвером экономики в 2014-2016 гг. становятся инвестиции: других источников ускорения роста у России нет, констатирует Мин­экономразвития в обновленном макропрогнозе на 2014-2016 гг. (см. таблицу). Для ускорения должны совпасть несколько условий, оговаривается министерство: улучшение делового климата и снижение внешних рисков должно привести к сокращению оттока и возобновлению притока капитала с 2016 г.; предприятия, позитивно оценив рост внешнего и внутреннего спроса, повысят спрос на кредит; ЦБ начнет снижать ставки, что ускорит рост кредитования компаний с текущих 14 до 16-17% в 2014 г.; кредитные ресурсы пойдут на инвестиции в повышение конкурентоспособности продукции и импортозамещение. Поддержать ускорение инвестиций должно государство, вкладывая нефтерезервы в ключевые инфраструктурные проекты (высокоскоростная магистраль Москва-Казань, развитие БАМа и Транссиба, ЦКАД).

В ставке на ускорение роста инвестиций до 3,9-6% (минус 1,3% за январь — август 2013 г., прогноз по году — 2,5%) и заключается риск базового сценария, признает министерство: шансов, что рост экономики окажется ниже прогноза, больше, чем шансов на более высокий рост.

Впрочем, инвестиции и так могут ускорить экономику, по крайней мере в ближайший год — в силу технических причин.

Падение инвестиций в этом году тоже в основном техническое, объясняет министерство. «ГазПром», на долю которого приходится около 10% всех капвложений в экономике, завершил строительство «Северного потока» и сократил инвестпрограмму почти на треть (см. статью на этой же странице). Государство тоже завершило ряд мегастроек: госинвестрасходы сократились на 20% в реальном выражении. В следующем году такого падения уже не будет, и «эффект базы», негативно сказавшийся на темпах экономики в этом году, в следующем, напротив, сыграет в плюс. На этом эффекте уже во втором полугодии 2013 г. темпы ВВП ускорятся до 2,2% против 1,4% в первом.

Однако рост частных инвестиций (без учета госкомпаний), напротив, замедлится — с 11% в этом году до 5% в 2014 г. Поэтому достаточно большой вклад в инвестиции министерство ожидает со стороны квазибюджетных проектов — строительства дорог с использованием средств фонда национального благосостояния (ФНБ). «Инфраструктура — возможность увеличить потенциальный рост, и государство должно активно в этом участвовать», — объяснил директор департамента Минэкономразвития Олег Засов. Правда, накладывают ограничения бюджетные правила, поэтому остаются только нефтегазовые фонды.

Смягчение монетарной политики ЦБ должно поддержать и высокие темпы роста потребкредитования — не менее 20% в год, компенсируя замедление роста реальных доходов: еще месяц назад предполагалось, что в 2014-2016 гг. он будет выше или на уровне 2013 г. Замедление произойдет не столько из-за решения проиндексировать тарифы для населения в 2014 г. (их добавка к инфляции составит лишь примерно 0,2 п. п.), сколько из-за пенсионной реформы, стартующей в 2015 г. Она предполагала повышенные выплаты за стаж свыше 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин, эту меру решили не вводить. По данным Пенсионного фонда, подобный стаж выработали более 20 млн — примерно половина — нынешних пенсионеров. Снижение прогноза по размеру средней пенсии на 2015 г. съело у темпов роста реальных доходов около 10% — рост понижен с 3,3 до 3%. Среднегодовой номинальный рост пенсий за 2014-2016 гг. будет на четверть меньше — не 10, а 7,5%.

С 2014 г. снижается влияние роста зарплат в бюджетном секторе: два последних года они были ключевым фактором роста доходов населения. В 2014 г. не будет индексации оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих, а также всех работников бюджетной сферы, не перечисленных в указах президента. В 2015-2016 гг. индексация зарплат «не указанных в указах» бюджетников перенесена с начала года на октябрь и будет рассчитываться по уровню инфляции, а не по росту средней зарплаты, как ранее предполагалось. В итоге среднегодовые темпы реального роста зарплат бюджетников в 2014-2016 гг. в прогнозе снижены почти втрое — с 7,6 до 2,7% (за первое полугодие 2013 г. — более 10%).

В потреблении все большая доля будет отводиться отечественным товарам, прогнозирует Минэкономразвития. Повлияет как ослабление рубля (за счет снижения экспорта), так и усилия предприятий по повышению конкурентоспособности своей продукции.

Причины замедления России не циклические, а структурные и в ближайшие 5-10 лет рост ВВП вряд ли будет выше 2%, считает Иван Чакаров из «Ренессанс Капитала». Чтобы повысить темпы, есть два варианта действий. От первого, структурных реформ, государство, как следует из сигналов правительства, отказалось, говорит Чакаров: приватизация отложена, пенсионная реформа замедляется. Остается второй вариант — наращивание госдолга: рост внешнего долга с текущих 3 до 35% ВВП (что всего лишь половина от уровня Индии или Бразилии, замечает Чакаров) принесет, по расчетам «Ренессанса», примерно $1,2 трлн инвестиций в экономику. «При отсутствии реформ это единственно возможный для правительства сценарий, который был бы позитивным для экономики», — рассказал Чакаров на форуме Fitch. Деньги все равно понадобятся — впереди выборы в Госдуму, новые президентские выборы, продолжает он, все равно придется принимать новые расходы.

При торможении экономики рост госрасходов действительно позитивен, но в среднесрочной перспективе он скорее способ вытеснить частные инвестиции, т. е. рост госдолга приведет к торможению экономики, не согласен директор департамента Минфина Максим Орешкин. Бюджетные проблемы будут только обостряться: сегодня правительство пытается стимулировать экономический рост за счет одновременного секвестра и использования средств ФНБ для бюджетных и квазибюджетных расходов, но ведь ФНБ и пенсионные накопления — последний «бесплатный ресурс» бюджета, пишет Нааталья Акендинова из Центра развития ВШЭ: «А что делать, когда шагреневая кожа сожмется окончательно?» Ставка на возврат к росту инвестиций на 4-6% в год — самый большой риск сценария Минэкономразвития, согласна она, в случае продолжения инвестиционной паузы темпы роста экономики не выйдут за пределы 1,5-2%.

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/finance/news/16731291/tehnika-uskoreniya#ixzz2fsXsdNrU