Я попал в НПО «ЭНЕРГИЯ» им. академика С.П. Королева в 1985г., после тщательного тестирования моих знаний.
Первое время я понятия не имел, что за предприятие, на которое устроился работать. Помню кто то пошутил, что трубный завод. Просто, захотелось работать, если уж не в Москве, то где то рядом, чтобы иметь передовые знания, т.к. к этому времени, я уже определился, что буду заниматься Промышленным ИИ.
Только спустя нескольких дней, мне сосед по общежитию, куда я вселился сказал, что это королевская фирма.
Это предприятие, было единственным в СССР, которое имело право принимать на работу, специалистов из других областей страны. Обычно туда попадали, либо москвичи и жители области, либо по распределению из ведущих ВУЗов СССР: МВТУ им. Баумана, МАИ, МАТИ, МГУ и других, многие из которых имели красный диплом. Понятно, что
в такой компании, я первое время чувствовал себя не совсем уютно, т.к. я закончил вечерний факультет Уфимского нефтяного института. но это только первое время. Потом, я увидел, что мой практический опыт станочника, конструктора и спеца по ЧПУ, намного ценней, чем их академическое образование. Была явно заметна разница в приоритетах. Если я стремился к знаниям и хотел что то сделать, то окружающие меня специалисты выполняли лишь то, что им поручат и стремились сделать карьеру и получить материальные блага. В то время, в бюро САПР мы работали над КТЭ (конструкторско-технологические элементы) их обработкой Конечно ни о каком распознавании тогда речи быть не могло, т.к. компьютерная графика просто не использовалась на ЭВМ того времени. Мои практические знания, алгоритмическое мышление и стремление что то сделать работающее, позволило мне быстро стать лидером в этих разработках. Начальство конечно видело такой энтузиазм и воспользовалось этим в своих целях. Просто вписывали в план всей группе то, что я говорил, я показывал, как надо создавать алгоритмы, т.к. люди, вместо блок схем поначалу чертили какие то портянки, длиннющие простыни и в результате
была создана первая в мире, как позже выяснилось, экспертная система технолога «ЭКСПЕРТ-Т». Она произвела сильное впечатление на технологов, которые увидели, что ЭВМ может оказывается не только расчеты выполнять, но и выдавать технологические переходы с инструментом, для обработки того, или иного КТЭ, в зависимости от материала и вводимых параметров. Как меня уведомили инвесторы, на западе пытались это сделать тоже, но у них не получилось. И до сих пор я ни в одной САМ не вижу, что в плане генерации обработки КТЭ, кто то достиг уровня этой уже древней системы. Хотя приблизились. Когда начальство нас кинуло: сами получили премию, а мне и программисту досталась только публикация в «НАШИ НОВАТОРЫ». понял, что обладаю очень большой интеллектуальной собственностью и чтобы на ней больше никто не паразитировал, я перешел оператором в цех.
Предприятию детали, мне алгоритмы, на которые уже никто не претендовал. Бывшее начальство упрекало, мол, зачем так поступил, а я торжествовал. Поначалу мне приходилось ездить в Москву, чтобы поработать на ПК, которые в стране только появлялись, на ВДНХ, где мне давали возможность поработать. Утром в Москву, а за станок во вторую смену. Я сидел рядом с Давидом Яном, сейчас это известный предприниматель. Он делал свой переводчик, а я свою машиностроительную систему. Когда на предприятие начали поступать первые ПК, начальник цеха, зная о моих компьютерных способностях, попросил грамотно обосновать, чтобы ПК распределили в цех.
А поскольку цех, для администрации опытного производства НПО «ЭНЕРГИЯ», был приоритетом, то ПК у нас появился. Мое бывшее начальство в САПР, очень негодовало по этому поводу. Теперь мне не надо было ездить в Москву. Ночью я писал программу за ПК, потом отсыпался и во второю смену шел на завод. Народ смотрел конечно, как на чокнутого. Я не моргнув глазом отдавал выгодные детали ребятам в бригаде, ради того, чтобы иметь возможность получить время для разработок. Таким образом мне удалось создать САПР ТП на основе КТЭ на фортране, а позже систему моделирования обработки на Turbo C 2.0 Но продать мне их так и не удалось.
В 1993г., когда на предприятии перестали платить зарплату, а в родном городе на ОМЗ приобрели 5-и координатный Mikron и Unigraphics, я уволился с НПО «ЭНЕРГИЯ» и устроился на этот завод ведущим инженером по ЧПУ.